А Н А Л И
З
УЧЕБНОМ ГОДУ.
В
2004-2005 учебном году в начальной школе обучались 296 учащихся. Для успешного
функционирования в школе были созданы необходимые условия.
Три
первых класса скомплектованы на базе д/с № 27 и д/с №
49. С целью создания благоприятных условий для успешной
адаптации детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту
в школе разработана и реализуется «Комплексная программа обеспечения
преемственности». Именно в рамках этой программы ежегодно в летний период в
начальной школе функционирует «воскресная школа», цель которой: создать равные
стартовые условия, подготовить так называемых неорганизованных шестилеток к
обучению в школе. В прошлом году занятия с такими детьми проводила учитель
начальных классов Корф И.Н., нынешним летом – Хацкевич М.В. В последние годы
проблемным становится набор в воскресную школу, т.к. практически не осталось
детей, не охваченных ДДУ.
Учебный
процесс в начальной школе организован в режиме пятидневки. На шестой рабочий
день выносились все внеклассные мероприятия: экскурсии, конкурсы, спортивные
соревнования и т.д.
Учебный
план начальной школы составлен из двух компонентов: базового и школьного.
Базовый компонент включает в себя обязательные учебные дисциплины, позволяющие
заложить фундамент знаний, обеспечить уровень обучения, соответствующий
государственным программам. Для развития индивидуальных способностей учащихся,
их творческого потенциала в учебный план были введены другие дисциплины: риторика,
информатика, английский язык, ритмика, «Эрудит», «Развитие орфографической
зоркости». Перечень дополнительных дисциплин, введенных за счет часов школьного
компонента, не настолько многообразен, как в предыдущие годы, чему есть
объяснение. Почти половина часов школьного компонента выделяется по желанию
родителей для изучения английского языка. А в нынешнем учебном году еще был
введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который
поглотил значительную часть часов школьного компонента. За счет этих же часов
проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия. Они используются всеми
учителями начальной школы для оказания адресной помощи тем учащимся, которые
испытывают трудности в обучении. Всего за 2004-2005 г. на эти цели было использовано
543 часа.
Успешно
работает в начальной школе дефектологический кабинет. В этом году его работу
организовал новый учитель-дефектолог Сацук Ольга Павловна. На дефектологический
пункт было зачислено 24 учащихся, которые имеют нарушения устной и письменной
речи, особенности психофизического развития. В соответствии с рекомендациями
медико-педагогической комиссии Ольга Павловна проводила индивидуальные и
групповые занятия с учащимися, консультативные занятия с родителями и
учителями. Также были организованы коррекционные занятия с двумя учащимися,
требующими особого подхода в обучении. За год дефектологический кабинет
пополнился новыми дидактическими
материалами, изготовленными дефектологом.
В мае
Ольга Павловна приняла участие в конкурсе творческих работ, организованном
ЦКРОиР (итоги конкурса будут подведены в августе).
Еще с
двумя учащимися (детьми-инвалидами) организовано обучение на дому.
Перечень
перечисленных образовательных услуг позволил добиться следующих результатов по
итогам года:
1. Все учащиеся начальной школы
переведены в следующий класс за исключением ученика 1»В» класса Марышко Антона,
который оставлен на повторный курс обучения в первом классе.
2. Из 160 учащихся 3-4 классов
качественно усвоили программу (на 5-10) 107 человек (67 %); 15 человек (9 %)
имеют 1-2.
ИНФОРМАЦИЯ ПО КЛАССАМ ПРИВЕДЕНО В ТАБЛИЦЕ:
Класс. |
Учитель. |
К-во уч-ся,оконч. на 5-10
в %. |
На 1-2 (в %). |
3 «А» |
Корф И.Н. |
70 % |
Нет |
3 «Б» |
Захаревич Н.В. |
62 % |
Нет |
3 «В» |
Федосенок Т.В. |
Нет |
|
3»Г» |
Арнаутова Т.Л. |
65 % |
12 % |
4 «А» |
Бурая Е.А. |
80 % |
0 % |
4 «Б» |
Вертинская В.А. |
50 % |
5 % |
4 «В» |
Лахтикова С.А. |
64 % |
4,5 % |
4 «Г» |
Климкович Т.В. |
71 % |
14 % |
Всего |
|
67 % |
9 % |
Самый высокий показатель качества обучения у Бурой Е.А. (80 %) и
Федосенок Т.В. (74 %), самый низкий, но в принципе, не очень плохой (50 %0 – у
Вертинской В.А.
Т.К. 1-2
классы обучались в условиях без отметочной системы, то итоги года
представляется целесообразным подвести по результатам итоговых контрольных
срезов.
ИНФОРМАЦИЯ ПО 1-2 классам ПРИВЕДЕНА В ТАБЛИЦЕ:
Клас. |
Учитель. |
математика |
Русский язык |
Белорус.язык |
Средний уровень качества. |
|||
качес |
низк. |
качес |
низки |
качест |
низк |
|||
1 «А» |
Манухина Т.А. |
95 % |
нет |
95 % |
5 % |
|
|
95 % |
1 «Б» |
Верховская И. Ж |
90 % |
5 % |
100 % |
нет |
|
|
95 % |
1 «В» |
Вашкевич С.В |
90 % |
5 % |
95 % |
5 % |
|
|
93 % |
2 «А» |
Хацкевич М.В. |
90 % |
нет |
95 % |
нет |
95 % |
нет |
93 % |
2 «Б» |
Арнаутова Т.Л |
42 % |
25 % |
85 % |
нет |
100 % |
нет |
76 % |
2 «В» |
Осипович Н.В. |
100 % |
нет |
100 % |
нет |
76 % |
6 % |
92 % |
2 «Г» |
Нищеглотова М. А. |
93 % |
нет |
100 % |
нет |
100 % |
нет |
98 % |
Как видно
из таблицы учащиеся 1-2 классов показали хорошие результаты на итоговых срезах.
Уровень качества обучения во всех классах, кроме 2 «Б» (Арнаутова Т.Л.), выше
90 %. Резкое отставание по качеству обученности учащихся во 2 «Б» классе
объясняется тем, что за два года в нем поменялось 4 учителя, причем, 2 из них
совсем небольшим опытом работы, а последний учитель – выпускница пед.колледжа. С нового учебного года выходит из отпуска опытный
педагог Бетехтина И.Р., на которую возлагается задача выровнять успеваемость,
поднять ее до уровня среднего показателя во 2-х классах.
Учитель
2»А» класса Хацкевич М.В. продолжает работать по программе «Школа – 2100» т.к.
данная параллель занимается без
отметочной системе, то пока тяжело сравнить успеваемость этого класса с
классами традиционного обучения, тем более что две эти программы имеют
существенные отличия. Но уже теперь можно однозначно сделать вывод: учащиеся
этого класса отличает более высокий уровень творческой активности,
работоспособности и увлеченности.
Ежегодно
среди выпускных классов начальной школы проводятся олимпиады по основным
предметам. По результатам школьной олимпиады лучшими в командном зачете
оказались учащиеся; «Г» класса (учитель Климкович Т.В.). Но по результатам
предметных городских олимпиад младших школьников наши ученики заняли лишь 12
место, не попав в первую десятку. Сравнивая этот результат с
прошлогодним (7 место), можно сделать вывод о
недостаточной работе учителей со способными учащимися. Завучу начальных классов
необходимо взять под строгий контроль, данный участок работы, тщательно
продумать и организовать работу педагогического коллектива с талантливыми
детьми.
Более
успешно выступила начальная школа в экологической олимпиаде, которая в этом
году впервые была организована для учащихся младших классов. Команда школы
заняла 7 место.
Не менее
успешно оказалась и наше участие в ставшем уже традиционном «Интеллектуальном
марафоне». Наши учащиеся заняли 6 место.
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе осуществлялся
коллективом в составе 19 учителей (не считая совместителей) и 2 воспитателя
группы продленного дня. Из них 7 человек имеют высшее
образование (33 %) и еще 6 человек учатся заочно (29 %)Высшую категорию имеют 2
человека (9,5 %), первую категорию – 9 человек (43 %), вторую категорию – 8
человек (38 %), 2 человека без категории (одна из них молодой специалист,
другая - находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет).
Курсовую
подготовку в истекшем учебном году прошли 8 человек (38 %), трое повысили
квалификационную категорию (Майорова Т.В., Вевель А.В., Захаревич Н.В.).
Методическая работа в начальной школе была направлена на внедрение в
практику учителей современных требований к учебно-воспитательному процессу, на
активизацию и систематизацию работы по самообразованию, на повышение
методического мастерства каждого учителя. В течение года проведены пять
заседаний МО:
1.
Организационное заседание.
2. Формирование навыков
здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
3. Пути повышения эффективности
и качества уроков математики.
4. Реализация
коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку.
5. Творческий подход учителя к
выбору срезов, приемов и методов обучения школьников.
Традиционно в течение года каждый учитель провел несколько открытых
уроков и подготовил сообщения к одной из тем МО. Опробована новая форма работы по самообразованию: в
течение четырех лет каждый учитель работает над выбранной темой и, выпуская
класс, представляет свой труд на суд коллег. Такая форма организации работы по
самообразованию должна способствовать более тщательной и детальной разработке
выбранной темы, пополнению методического кабинета серьезными, основательными
работами, которые не стыдно будет представить к участию в городском конкурсе
творческих работ педагогов.
Одним из направлений деятельности работников начальной школы было создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Все учащиеся младших классов обеспечены бесплатным горячим питанием, разнообразным и в достаточном количестве. Никаких претензий по качеству приготовления пищи к работникам столовой не предъявлялось.
Безоговорочно обязательными в начальной школе являются физкультпаузы на
каждом уроке, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Все эти мероприятия
способствуют снятию усталости, предупреждают нарушения осанки и зрения у учащихся. Для сохранения физического и психического
здоровья школьников широко используются учителями игровые методы, групповые
формы работы.
В
прошедшем учебном году в начальной школе работали две группы продленного дня.
Все просьбы родителей по зачислению в них учащихся были удовлетворены. Однако
выявилась проблема: в течение года происходит отсев из групп (по желанию
родителей). Завучу и воспитателям необходимо проанализировать ситуацию и
принять меры, обеспечивающие стабильность в работе.
Традиционными стали мероприятия по осуществлению преемственности между
начальной школой и средним звеном. С целью снижения уровня тревожности у
учащихся (и их родителей) пятые классы занимаются в корпусе начальной школы. На
протяжении всего учебного года учащиеся 5-х классов, постепенно вливаясь в
школьную жизнь среднего звена, постоянно ощущали с одной стороны, контроль, с
другой стороны, поддержку хорошо знакомых им работников начальной школы.
После
окончания первой четверти прошел мини-педсовет по вопросам преемственности. На
нем присутствовали и выступали учителя начальных классов, учителя-предметники
5-х классов, психолог, завучи. Были подробно проанализированы результаты
четверти, итоги стартовых контрольных работ, рассмотрены все проблемы ситуации,
имевшие место за истекший период. Такие мероприятия очень эффективны, т.к. на
них нет равнодушных созерцателей: учителя бывших четвертых классов еще не
забыли мельчайшие подробности и индивидуальные особенности своих учеников и
учителя пятых классов уже в достаточной степени изучили своих новых учеников,
чтобы с интересом воспринимать новую информацию о них. Беседа получается
конкретная и содержательная.
Впервые
за последние годы не был проведен психолого-педагогический консилиум по
преемственности в конце учебного года. Как показывает практика, проведение его
в мае нецелесообразно, За лето происходят существенные
изменения в тарификации и зачастую бывало так, что присутствующие на нем
учителя-предметники впоследствии не имели никакого отношения к учащимся 5-х
классов. Поэтому посчитали целесообразным провести
этот консилиум в начале сентября. Это мероприятие ставит своей целью довести до
учителей-предметников информацию об учащихся, которых они принимают,
познакомить их с программой начальной школы, чтобы избежать недоразумений и
добиться единства требований, предъявляемых к пятиклассникам. Об эффективности
такого совещания всегда можно судить по результатам стартовых работ по
повторению и по итогам первой четверти.
Внутришкольный контроль в течение 2004-2005 учебного года осуществлялся
в соответствии с планом. Он носил системный характер, охватывал различные
аспекты учебно-воспитательного процесса. Контроль показал, что подавляющее
большинство учителей начальной школы добросовестно относятся к своим
обязанностям. По результатам проверок имеются справки, в которых отмечены и
недостатки, обнаруженные в ходе проверок. Так очень много нареканий вызывала
работа учителя 2 «Б» класса Байдак Ю.В. Этот учитель, пришедший в нашу школу в
сентябре 2004 года, никак не вписывался в отлаженный
УВП. На замечания завуча не реагировала, предлагаемую со стороны коллег помощь
игнорировала. В конце концов, после серьезного разговора с администрацией она
приняла решение об увольнении.
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе начальной школы №
3 Л.Е. Дубовик.