А Н А Л И З

РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 2004-2005

УЧЕБНОМ ГОДУ.

 

 

     В 2004-2005 учебном году в начальной школе обучались 296 учащихся. Для успешного функционирования в школе были созданы необходимые условия.

     Три первых класса скомплектованы на базе д/с № 27 и д/с № 49. С целью создания благоприятных условий для успешной адаптации детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту в школе разработана и реализуется «Комплексная программа обеспечения преемственности». Именно в рамках этой программы ежегодно в летний период в начальной школе функционирует «воскресная школа», цель которой: создать равные стартовые условия, подготовить так называемых неорганизованных шестилеток к обучению в школе. В прошлом году занятия с такими детьми проводила учитель начальных классов Корф И.Н., нынешним летом – Хацкевич М.В. В последние годы проблемным становится набор в воскресную школу, т.к. практически не осталось детей, не охваченных ДДУ.

     Учебный процесс в начальной школе организован в режиме пятидневки. На шестой рабочий день выносились все внеклассные мероприятия: экскурсии, конкурсы, спортивные соревнования и т.д.

     Учебный план начальной школы составлен из двух компонентов: базового и школьного. Базовый компонент включает в себя обязательные учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний, обеспечить уровень обучения, соответствующий государственным программам. Для развития индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала в учебный план были введены другие дисциплины: риторика, информатика, английский язык, ритмика, «Эрудит», «Развитие орфографической зоркости». Перечень дополнительных дисциплин, введенных за счет часов школьного компонента, не настолько многообразен, как в предыдущие годы, чему есть объяснение. Почти половина часов школьного компонента выделяется по желанию родителей для изучения английского языка. А в нынешнем учебном году еще был введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который поглотил значительную часть часов школьного компонента. За счет этих же часов проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия. Они используются всеми учителями начальной школы для оказания адресной помощи тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении. Всего за 2004-2005 г. на эти цели было использовано 543 часа.

     Успешно работает в начальной школе дефектологический кабинет. В этом году его работу организовал новый учитель-дефектолог Сацук Ольга Павловна. На дефектологический пункт было зачислено 24 учащихся, которые имеют нарушения устной и письменной речи, особенности психофизического развития. В соответствии с рекомендациями медико-педагогической комиссии Ольга Павловна проводила индивидуальные и групповые занятия с учащимися, консультативные занятия с родителями и учителями. Также были организованы коррекционные занятия с двумя учащимися, требующими особого подхода в обучении. За год дефектологический кабинет пополнился новыми дидактическими  материалами, изготовленными дефектологом.

     В мае Ольга Павловна приняла участие в конкурсе творческих работ, организованном ЦКРОиР (итоги конкурса будут подведены в августе).

     Еще с двумя учащимися (детьми-инвалидами) организовано обучение на дому.

     Перечень перечисленных образовательных услуг позволил добиться следующих результатов по итогам года:

1.     Все учащиеся начальной школы переведены в следующий класс за исключением ученика 1»В» класса Марышко Антона, который оставлен на повторный курс обучения в первом классе.

2.     Из 160 учащихся 3-4 классов качественно усвоили программу (на 5-10) 107 человек (67 %); 15 человек (9 %) имеют 1-2.

     

ИНФОРМАЦИЯ ПО КЛАССАМ ПРИВЕДЕНО В ТАБЛИЦЕ:

 

Класс.

Учитель.

К-во уч-сяконч. на 5-10 в %.

На 1-2 (в %).

3 «А»

Корф И.Н.

70 %

Нет

3 «Б»

Захаревич Н.В.

62 %

Нет

3 «В»

Федосенок Т.В.

Нет

 

3»Г»

Арнаутова Т.Л.

65 %

12 %

4 «А»

Бурая Е.А.

80 %

0 %

4 «Б»

Вертинская В.А.

50 %

5 %

4 «В»

Лахтикова С.А.

64 %

4,5 %

4 «Г»

Климкович Т.В.

71 %

14 %

Всего

 

67 %

9 %

 

    

     Самый высокий показатель качества обучения у Бурой Е.А. (80 %) и Федосенок Т.В. (74 %), самый низкий, но в принципе, не очень плохой (50 %0 – у Вертинской В.А.

     Т.К. 1-2 классы обучались в условиях без отметочной системы, то итоги года представляется целесообразным подвести по результатам итоговых контрольных срезов.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО 1-2 классам ПРИВЕДЕНА В ТАБЛИЦЕ:

 

Клас.

Учитель.

математика

Русский язык

Белорусзык

Средний

уровень

качества.

качес

низк.

качес

низки

качест

низк

1 «А»

Манухина Т.А.

95 %

нет

95 %

5 %

 

 

95 %

1 «Б»

Верховская

И. Ж

90 %

5 %

100 %

нет

 

 

95 %

1 «В»

Вашкевич С.В

90 %

5 %

95 %

5 %

 

 

93 %

2 «А»

Хацкевич М.В.

90 %

нет

95 %

нет

95 %

нет

93 %

2 «Б»

Арнаутова Т.Л

42 %

25 %

85 %

нет

100 %

нет

76 %

2 «В»

Осипович Н.В.

100 %

нет

100 %

нет

76 %

6 %

92 %

2 «Г»

Нищеглотова

М. А.

93 %

нет

100 %

нет

100 %

нет

98 %

 

 

     Как видно из таблицы учащиеся 1-2 классов показали хорошие результаты на итоговых срезах. Уровень качества обучения во всех классах, кроме 2 «Б» (Арнаутова Т.Л.), выше 90 %. Резкое отставание по качеству обученности учащихся во 2 «Б» классе объясняется тем, что за два года в нем поменялось 4 учителя, причем, 2 из них совсем небольшим опытом работы, а последний учитель – выпускница педолледжа. С нового учебного года выходит из отпуска опытный педагог Бетехтина И.Р., на которую возлагается задача выровнять успеваемость, поднять ее до уровня среднего показателя во 2-х классах.

     Учитель 2»А» класса Хацкевич М.В. продолжает работать по программе «Школа – 2100» т.к. данная параллель занимается  без отметочной системе, то пока тяжело сравнить успеваемость этого класса с классами традиционного обучения, тем более что две эти программы имеют существенные отличия. Но уже теперь можно однозначно сделать вывод: учащиеся этого класса отличает более высокий уровень творческой активности, работоспособности и увлеченности.

     Ежегодно среди выпускных классов начальной школы проводятся олимпиады по основным предметам. По результатам школьной олимпиады лучшими в командном зачете оказались учащиеся; «Г» класса (учитель Климкович Т.В.). Но по результатам предметных городских олимпиад младших школьников наши ученики заняли лишь 12 место, не попав в первую десятку. Сравнивая этот результат с прошлогодним (7 место), можно сделать вывод о недостаточной работе учителей со способными учащимися. Завучу начальных классов необходимо взять под строгий контроль, данный участок работы, тщательно продумать и организовать работу педагогического коллектива с талантливыми детьми.

     Более успешно выступила начальная школа в экологической олимпиаде, которая в этом году впервые была организована для учащихся младших классов. Команда школы заняла 7 место.

     Не менее успешно оказалась и наше участие в ставшем уже традиционном «Интеллектуальном марафоне». Наши учащиеся заняли 6 место.

     Учебно-воспитательный процесс в начальной школе осуществлялся коллективом в составе 19 учителей (не считая совместителей) и 2 воспитателя группы продленного дня. Из них 7 человек имеют высшее образование (33 %) и еще 6 человек учатся заочно (29 %)Высшую категорию имеют 2 человека (9,5 %), первую категорию – 9 человек (43 %), вторую категорию – 8 человек (38 %), 2 человека без категории (одна из них молодой специалист, другая - находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет).

     Курсовую подготовку в истекшем учебном году прошли 8 человек (38 %), трое повысили квалификационную категорию (Майорова Т.В., Вевель А.В., Захаревич Н.В.).

     Методическая работа в начальной школе была направлена на внедрение в практику учителей современных требований к учебно-воспитательному процессу, на активизацию и систематизацию работы по самообразованию, на повышение методического мастерства каждого учителя. В течение года проведены пять заседаний МО:

      1. Организационное заседание.

2. Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

3.     Пути повышения эффективности и качества уроков математики.

4.     Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку.

5.     Творческий подход учителя к выбору срезов, приемов и методов обучения школьников.

     Традиционно в течение года каждый учитель провел несколько открытых уроков и подготовил сообщения к одной из тем МО. Опробована новая форма работы по самообразованию: в течение четырех лет каждый учитель работает над выбранной темой и, выпуская класс, представляет свой труд на суд коллег. Такая форма организации работы по самообразованию должна способствовать более тщательной и детальной разработке выбранной темы, пополнению методического кабинета серьезными, основательными работами, которые не стыдно будет представить к участию в городском конкурсе творческих работ педагогов.

     Одним из направлений деятельности работников начальной школы было создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Все учащиеся младших классов обеспечены бесплатным горячим питанием, разнообразным и в достаточном количестве. Никаких претензий по качеству приготовления пищи к работникам столовой не предъявлялось.

     Безоговорочно обязательными в начальной школе являются физкультпаузы на каждом уроке, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Все эти мероприятия способствуют снятию усталости, предупреждают нарушения осанки и зрения у учащихся. Для сохранения физического и психического здоровья школьников широко используются учителями игровые методы, групповые формы работы.

     В прошедшем учебном году в начальной школе работали две группы продленного дня. Все просьбы родителей по зачислению в них учащихся были удовлетворены. Однако выявилась проблема: в течение года происходит отсев из групп (по желанию родителей). Завучу и воспитателям необходимо проанализировать ситуацию и принять меры, обеспечивающие стабильность в работе.

     Традиционными стали мероприятия по осуществлению преемственности между начальной школой и средним звеном. С целью снижения уровня тревожности у учащихся (и их родителей) пятые классы занимаются в корпусе начальной школы. На протяжении всего учебного года учащиеся 5-х классов, постепенно вливаясь в школьную жизнь среднего звена, постоянно ощущали с одной стороны, контроль, с другой стороны, поддержку хорошо знакомых им работников начальной школы.

     После окончания первой четверти прошел мини-педсовет по вопросам преемственности. На нем присутствовали и выступали учителя начальных классов, учителя-предметники 5-х классов, психолог, завучи. Были подробно проанализированы результаты четверти, итоги стартовых контрольных работ, рассмотрены все проблемы ситуации, имевшие место за истекший период. Такие мероприятия очень эффективны, т.к. на них нет равнодушных созерцателей: учителя бывших четвертых классов еще не забыли мельчайшие подробности и индивидуальные особенности своих учеников и учителя пятых классов уже в достаточной степени изучили своих новых учеников, чтобы с интересом воспринимать новую информацию о них. Беседа получается конкретная и содержательная.

     Впервые за последние годы не был проведен психолого-педагогический консилиум по преемственности в конце учебного года. Как показывает практика, проведение его в мае нецелесообразно, За лето происходят существенные изменения в тарификации и зачастую бывало так, что присутствующие на нем учителя-предметники впоследствии не имели никакого отношения к учащимся 5-х классов. Поэтому посчитали целесообразным провести этот консилиум в начале сентября. Это мероприятие ставит своей целью довести до учителей-предметников информацию об учащихся, которых они принимают, познакомить их с программой начальной школы, чтобы избежать недоразумений и добиться единства требований, предъявляемых к пятиклассникам. Об эффективности такого совещания всегда можно судить по результатам стартовых работ по повторению и по итогам первой четверти.

     Внутришкольный контроль в течение 2004-2005 учебного года осуществлялся в соответствии с планом. Он носил системный характер, охватывал различные аспекты учебно-воспитательного процесса. Контроль показал, что подавляющее большинство учителей начальной школы добросовестно относятся к своим обязанностям. По результатам проверок имеются справки, в которых отмечены и недостатки, обнаруженные в ходе проверок. Так очень много нареканий вызывала работа учителя 2 «Б» класса Байдак Ю.В. Этот учитель, пришедший в нашу школу в сентябре 2004 года, никак не вписывался в отлаженный УВП. На замечания завуча не реагировала, предлагаемую со стороны коллег помощь игнорировала. В конце концов, после серьезного разговора с администрацией она приняла решение об увольнении.

 

 

 

 

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе начальной школы № 3               Л.Е. Дубовик.

        

    

 

Hosted by uCoz